Публичный отчет

 

 Информационный методический центр

              

Верхнеуральского муниципального района

 

 

Публичный отчет

 

Информационный методический центр создан по распоряжению Главы Верхнеуральского муниципального района № 19 от  26.12.2010 г. путем слияния районного методического кабинета Управления образования  и ИМЦ с целью:  содействия повышению качества и степени адаптивности системы образования Верхнеуральского муниципального района к современным требованиям образовательной политики, направлениям и особенностям подготовки и методического сопровождения педагогического и руководящего состава работников в учреждениях дошкольного и общего образования.

             ИМЦ осуществляет методическую поддержку 19 общеобразовательных учреждений, 3 учреждений дополнительного образования, 38 учреждений дошкольного образования, 373 педагогов общеобразовательных учреждений, 30  педагогов дополнительного образования, 197 педагогов дошкольных учреждений. Именно они являются субъектами образовательной деятельности ИМЦ.

            Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством и Уставом учреждения. Основными формами самоуправления являются общее собрание и методический совет ИМЦ. Непосредственное управление учреждением осуществляет директор.

            Основными направлениями деятельности Информационного методического центра являются:

1.Образовательная и консультационная.

2. Сопровождение инновационных процессов в районной системе образования.

3. Аналитическая деятельность.

4.Информационная деятельность.

5. Информатизация системы образования района.

            Работа по выделенным направлениям  деятельности ведется в рамках следующих проектов:

  1. «Научно-методическое сопровождение развития образовательной среды Верхнеуральского района».
  2. «ОЭР как фактор развития творческого потенциала коллектива ИМЦ».
  3. «Информатизация образования».
  4. «Школа молодого педагога».
  5. «Повышение квалификации педагогов»
  6. «Одаренные дети»
  7. «Конкурс педагогических достижений».
  8. «Развитие материально-технической базы ИМЦ»

      Методическое сопровождение развития системы образования Верхнеуральского района осуществляется через организацию работы районных методических объединений (РМО),  их в районе -34 .

 В рамках проекта «Научно-методическое сопровождение развития образовательной среды» осуществлялась организация деятельности РМО педагогов ОУ и  ДОУ,  руководителей ОУ  и  ДОУ. В  2011 г. проведены   районные методические объединения в марте, августе, ноябре, на которых рассматривались актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, подготовки учащихся и педагогов к итоговой аттестации, изучения современных образовательных технологий, изучения и распространения педагогического опыта, организации работы с одаренными учащимися, информационной поддержки педагогов. В рамках профессионального развития педагогических работников было проведено  35 методических мероприятий на базе ИМЦ: обучающих семинаров   - 19 , семинаров-практикумов-4, конференций-2, круглых столов-1, мастер-классов - 10     и пр. Организовано  3  выездных методических семинара, проведено   14      семинаров районного уровня на базе учреждений района.

 Целью РМО руководителей  ОУ и ДОУ в  2011 году являлось повышение профессиональной компетентности руководителей в области нормативно-правовых, организационно-управленческих вопросов деятельности.

Тематика совещаний основана на данных исследования потребностей руководителей ОУ, учитывает их интересы.

В течение года проведено более 90 консультаций. Особенно актуальными темами были:

написание образовательных программ,

 

подготовка к конкурсам педагогических достижений,

заполнение журналов,

проведение мониторинга результативности образовательного процесса

разработка методической продукции,

методическая литература по различным аспектам деятельности,

номенклатура дел руководителя,

портфолио педагога и руководителя,

формы повышения квалификации педагогических кадров,

аттестация педагогов,

разработка программ в рамках введения ФГОС нового поколения.

 Анализ организации РМО по результатам опроса участников показывает, что

недостатком в работе РМО является недостаточная активность участников РМО в создании обобщенных материалов, создание печатной методической продукции из опыта работы, хотя следует отметить высокое качество обобщенных методических материалов в виде электронных презентаций.

            В следующем учебном году планируется систематизировать эту работу. В качестве пожеланий по организации РМО указывается организация выездных совещаний в другие районы, технологии разработки УМК, освещение вопросов программного обеспечения, интеграции общего и дополнительного образования, аттестации педагогических работников, написания статей.

      Одним из направлений в деятельности ИМЦ является организация курсовой переподготовки и подготовки  педагогов ОУ и ДОУ. Курсы повышения квалификации на базе ЧИППКРО прошла - 98   , на базе района выездные – 66.

      Информационным методическим центром организована и реализуется система методического сопровождения руководителей, педагогов ОУ и ДОУ, педагогических  коллективов  по подготовке  к участию в конкурсах профессионального мастерства.

            С целью выявления инновационного опыта, поднятия творческой активности, престижа профессии педагога в районе на протяжении многих лет проводятся конкурсы профессионального мастерства: «Учитель года», «Самый классный классный», «Педагогический дебют». Эти конкурсы являются наиболее массовой и яркой формой распространения педагогического опыта. Участие в конкурсах, основанное на принципе добровольности, объединяет людей творческих, преданных педагогическому делу, способных к профессиональному росту и самоотдаче. Всего в 2011 году приняли участие 26 педагогов (6 % от общего числа педагогов) – участников профессиональных конкурсов, опыт которых распространяется на уровне образовательных учреждений, на уровне района и является средством повышения квалификации и профессионального роста педагогов.

ОУ

Всего

участников

Количество

победителей

Количество

призеров

Количество

лауреатов

СОШ №1гВерхнеуральска

4

 

3

 

СОШ №2гВерхнеуральска

1

1

 

 

Межозерная СОШ

3

1

1

 

Петропавловска

3

 

1

1

Краснинская

 

 

 

 

Спасская

2

 

 

1

Карагайская

 

 

 

 

Степнинская

3

1

1

 

Кирсинская

2

 

 

1

Форштадтская

2

 

 

 

Сурменевская

 

 

 

 

Смеловская

1

 

 

 

Бабарыкинская

 

 

 

 

Межозерная ООШ

2

 

 

1

Уфимская

 

 

 

 

Сухтелинская

1

 

 

 

Урлядинская

 

 

 

 

Центр образов

 

 

 

 

Эстонская

2

1

 

 

Итого:

26

4

6

4

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 марта 2011 года состоялся конкурс профессионального мастерства «Педагогический дебют». В нем приняли участие 4 молодых педагога из Спасской СОШ, Петропавловской СОШ, МОУ СОШ №1 г. Верхнеуральска, Эстонской ООШ. Конкурс направлен на повышение методического уровня молодого специалиста. Учителя показали самопрезентацию, дали открытое занятие, приняли участие в дебатах.  Победителем конкурса стал учитель английского языка МОУ Эстонской ООШ Гаврилина Ирина Андреевна, призёры - учитель физкультуры МОУ СОШ №1г. Верхнеуральска Кузьмин Степан Александрович и учитель начальных классов МОУ Петропавловская СОШ Басантаева Бибигуль Суюндуковна. Лауреатом конкурса стал учитель английского языка МОУ Спасская СОШ Савинова Рамиля Ревгатовна.

         В целях повышения престижа и статуса классного руководителя , обеспечения развития воспитания в январе 2011 года был проведен муниципальный этап пятого областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный классный».  Участниками стали  классные руководители 10 школ: МОУ СОШ № 1 гВерхнеуральска, Межозерной , Петропавловской, Спасской, Степнинской, Кирсинской, Смеловской средних школ, Межозерной, Форштадтской, Эстонской основных школ. Педагоги представили свой опыт работы с детьми: формы и содержание воспитательной работы с родителями и учениками, мониторинг, тематику классных часов.

          В целях выявления и поощрения талантливых учителей проведен районный конкурс «Учитель года – 2011».В нем приняло участие 4 педагога: учитель иностранного языка Чудова С.Б.(СОШ № 1 г.Верхнеуральска), учитель истории Ращупкина Ю.П.(Межозерная СОШ), учителя  начальных классов Назарова Л.М.(Степнинская СОШ), Мамаева Т.Г.(Петропавловская СОШ).Участницы показали открытые занятия, провели классные часы, дали мастер-классы, приняли участие в открытой дискуссии и круглом столе образовательных политиков. Победительница районного конкурса Назарова Л.М.(учитель начальных классов Степнинской СОШ) приняла участие в областном конкурсе и стала лауреатом.

          В мае проводился областной конкурс «Воспитать человека» (заочный этап). В нем приняли участие 3 человека: Красноперова О.В., заместитель директора по воспитательной работе Межозерной ООШ, Иванова И.В., организатор детского движения Сухтелинской ООШ, Мережкина М.Ж., заместитель директора по воспитательной работе Форштадтской ООШ.

Методическая помощь была оказана участнице областного конкурса «Педагог – дошкольник» Якивчук Л.С., воспитателю детского сада «Солнышко» п. Межозерный.

         В мае-июне объявлялся конкурс «Директор школы», но желающих принять участие не оказалось. Больше всего конкурсантов из МОУ СОШ №1, Межозерной СОШ, Петропавловской СОШ, Степнинской СОШ.

По преподаваемым предметам конкурсанты распределились таким образом:

 

Преподаваемый предмет

Количество участников

Начальные классы

11

История, обществознание

3

Иностранный язык

3

математика

2

биология

1

Русский язык и литература

1

технология

1

информатика

1

Заместитель директора по ВР, организатор ДД

3

 

         В соответствии с сетевым планом-графиком реализации национального проекта «Образование» Министерством образования и науки Челябинской области был организован конкурсный отбор учителей – претендентов на денежное поощрение за счет средств областного и федерального бюджетов. От Верхнеуральского муниципального района на конкурсный отбор учителей было представлено:

    - из областного бюджета – 4 заявления (МОУ СОШ №2 г. Верхнеуральска - Савинова Л.Н., МОУ Кирсинская СОШ -Якшибаева Х.Х., МОУ Степнинская СОШ- Артемьева И.В., МОУ Межозерная СОШ -Журавлева Н.Н.). Победителем стала Савинова Л.Н.,  преподаватель МОУ СОШ № 2 г. Верхнеуральска.

   - из федерального бюджета – 1 заявление (МОУ СОШ №1 г. Верхнеуральска Гузеева В.А.).

  При подготовке конкурсных материалов наибольшие затруднения вызывали следующие требования:

- заполнение информационной карты;

- оформление скан-копий;

- распространение претендентом опыта предусматривает систематическое проведение мастер-классов, семинаров, систематическая работа с молодыми коллегами.

            Таким образом, практика работы показала необходимость проведения конкурсов для плодотворной творческой работы. Такие мероприятия помогают активизировать педагогическое сообщество района, создать здоровую конкуренцию среди участников, творческую обстановку, потребность к самосовершенствованию.

Недостатком является то, что документы на участие в конкурсе подаются не в установленный срок, педагоги не всех образовательных учреждений принимают участие в конкурсах. К участию в конкурсе необходимо готовиться заранее, в течение года.

Во взаимодействии с Управлением образования ИМЦ организовал консультации  по разработке (или корректировке существующих) программ развития образовательных учреждений в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Стратегией развития системы образования Верхнеуральского муниципального района до 2020 года. На сегодняшний день все  общеобразовательные учреждения имеют  программы развития, они находятся в свободном доступе на сайтах школ.  Организовано методическое сопровождение корректировки образовательных программ ОУ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

             С целью подготовки перехода образовательных учреждений района на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в начальной школе организовано повышение квалификации педагогических работников в различных форма. Курсы повышения квалификации на базе ЧИПККРО в  2011 г. прошли   37 чел., на базе  ИМЦ - 30 чел. В рамках межкурсового обучения руководителей и заместителей директоров, курирующих начальную школу, проведены совещания, научно-практические с участием преподавателей ЧИППКРО, обучающие семинары, семинары-практикумы, постоянно действующие семинары на базе Степнинской СОШ, фронтальные, групповые и индивидуальные консультации (всего 173 часа). Организованы консультации, даны рекомендации по разработке основной образовательной программы начального общего образования (ООПНОО) по всем разделам программы для всех образовательных учреждений района.

Проведен методический аудит по готовности педагогов к переходу на ФГОС в январе 2011 г. В апреле 2011 года проведен мониторинг готовности ГОУ района к введению ФГОС по критериям, разработанным Министерством образования и науки Челябинской области.

            Для эффективной работы по реализации ФГОС в образовательных учреждениях района необходимо в 2011-2012 учебном году организовать комплексное методическое сопровождение педагогических работников и разработать программу районного мониторинга по оценке выполнения требований к результатам освоения ООПНО. В начале учебного года методисты «ИМЦ» корректируют электронную базу данных о руководителях,  об участниках районных методических объединений, слушателей курсов.

            В плане инновационно-экспериментальной работы  была создана творческая группа на базе Степнинской СОШ по освоению стандартов второго поколения.

    Основные векторы методической работы в прошедшем учебном году были направлены на эффективность использования средств информатизации в процессе обучения и освоения новых технических средств информатизации.

Продолжена работа с банком методических материалов по различным предметным областям, составлен электронный каталог цифровых образовательных ресурсов, информация размещена на районном сайте, рассылается по электронной почте.

Продолжилась работа методистов по внедрению ИКТ в начальную школу, в предметные области «Математика», «Филология», «Физика». Проведено 10 консультаций по вопросам использования ИКТ и средств информатизации в образовательной деятельности, 15 семинаров, мастер-классов. В следующем  году планируем  лекции различной направленности: «Опыт использования ППС на уроках», «Возможности интерактивной приставки МИМИО», «Создание учебного сайта средствами Google», «Электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения», «Организация кружка робототехники на базе ОУ», «Учимся решать логические задачи», «Издательский центр», «Классификация, создание и использование электронных образовательных ресурсов на уроках гуманитарного цикла» и другие. Методисты посетили 13 уроков.

В следующем году особое внимание будем  уделять  методическому сопровождению вопросов внедрения системного программного обеспечения ОУ.

Курсы повышения квалификации в области ИКТ прошло в 2011 году 12 человек. Специалисты ИМЦ повышают квалификацию дистанционно по следующим модулям: «Построение информационного пространства» (дистанционно), «Образовательная робототехника» (дистанционно), «Администрирование, развертывание и поддержка локальных компьютерных сетей образовательных учреждений». Все большее количество педагогов используют в своей профессиональной деятельности не только готовые цифровые образовательные ресурсы, но и создают свои собственные. Все ОУ района активно в течение года использовали электронную почту и материалы из сети Интернет в учебном процессе и для информационного обмена с Управлением  образования, ИМЦ и другими структурами. Все больше к электронному документообмену подключаются ОУ района. В прошедшем  году с электронной почтой работало уже 19  ОУ. Ежемесячно проводится рейтинг сайтов общеобразовательных школ. Лучшими сайтами являются СОШ № 1 г. Верхнеуральска, СОШ № 2 г. Верхнеуральска, Карагайсской СОШ. В 2011 году частично обновлена структура сайтов, появился необходимый для навигации по порталу раздел «Карта сайта». Обновлена информация на странице «Полезные ссылки». Пополняется раздел «Педагогический опыт района», где педагоги представляют свои методические разработки. На портале создан раздел «Платные услуги в ОУ».

Изменилось отношение администраций ОУ к представительству своих учреждений в сети Интернет. Руководители ОУ все больше понимают значимость сайта, знают о том, какую информацию необходимо размещать на сайте своего ОУ. В связи с этим многие сайты были отредактированы и даже полностью обновлены. В 2012 году ИМЦ будет  проведена большая работа  с ДОУ по созданию сайтов.

На фоне этой работы прослеживается ряд проблем, затрудняющих электронный документооборот, взаимодействие посредством электронной почты и обновление электронного представительства учреждений. Здесь отчетливо выявляется недостаточный уровень компьютерной грамотности работников ДОУ. Эта проблема требует серьёзного подхода и решения в наступившем учебном году. Кроме того, необходимо выделение финансовых средств на проведение сети Интернет в дошкольные учреждения.

 Основные сохраняющиеся проблемы ИМЦ.

В качестве проблем, подлежащих перспективному решению, являются:

Нестабильность в определении функционала ИМЦ;

 Недостаточное освещение в СМИ деятельности ИМЦ;

Слабое финансовое обеспечение ИМЦ;

Кадровое обеспечение ИМЦ.

 Основные направления развития на ближайшую перспективу.

Основные направления развития в ближайшей перспективе коллектив ИМЦ определяет, исходя из первоочередных потребностей развития системы образования района:

Формирование районной системы оценки качества образования;

Развитие новых форм методического сопровождения педагогических работников (в том числе дистанционных);

 Информационно-методическая поддержка перехода на ФГОС;

Развитие профессиональной компетенции педагогов по вопросам подготовки обучающихся к итоговой аттестации;

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz